Подростки во все времена составляли особую социально-демографическую группу, но в наше время сложилась специфическая подростковая культура, которая, наряду с другими социальными факторами, играет большую роль в развитии современного подростка. Молодежная субкультура – система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых, характеризующая жизнь молодых людей примерно от 10 до 20 лет. Одним из проявлений молодежной культуры являются неформальные объединения, своеобразная форма общения и жизни подростков, общества, группы сверстников, объединенных интересами, ценностями, симпатиями. Неформальные группы возникают обычно не в интернате, не в приемной семье, не в отношениях между одноклассниками, а наряду с ними и вне школы.
Принадлежность к той или иной неформальной группе – часто обязательный элемент процесса социализации в подростковом возрасте. Именно входя в группу сверстников, подросток имеет возможность осваивать модели межличностного общения, «примерять» на себя разнообразные социальные роли. Подростковый возраст – сложный этап перехода от детства к взрослению. А объединение в группы – способ почувствовать защиту и свою принадлежность к миру. Любое подростковое сообщество является попыткой отделиться от родителей, быть самостоятельным, но при этом не оставаться в одиночестве. Подростковая группа представляет собой новый специфический вид эмоциональных контактов, не возможных в семье. Неформальные объединения для ребят – это способ свободного самовыражения, неограниченного проявления инициативы и бесконтрольного (со стороны взрослых) общения.
Они играют важную роль в жизни детей, подростков и молодежи, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто поговорить с родителями, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей. И это в равной степени относится как к кровным, так и к приемным детям.
Для родителей часто подросток – это ребёнок, который вдруг стал вести себя плохо, странно и неадекватно. Разумеется, родители стараются защитить его от «вредного воздействия улицы, последствий негативного опыта в родной семье, дурного примера», что вполне логично для их положения, но тяжело для подростка, который уже не считает себя ребёнком и хочет самоутвердиться в этом мире в новом качестве – в качестве взрослого человека, который волен самостоятельно принимать решения. И эта гремучая смесь из трёх компонентов: желание родителей защитить ребенка, стремление подростка к самостоятельности, всплеск гормонов, связанный с перестройкой его организма, приводит к взрывам эмоций, скандалам и непониманию в семье молодого человека.
Итак, не находя понимания в семье, подросток ищет его в других местах, которыми и являются различные неформальные объединения. В итоге практически все молодые люди склонны вступать в неформальные объединения, но вот степень этой склонности определяется именно особенностями отношений в их семьях. А именно тем, насколько родители способны и готовы понять ребенка и уважать его в разных проявлениях, и на сколько сам подросток готов уважать и понимать родителей.
Насколько у подростка хорошие отношения с родителями, настолько он свободен от влияния любых сообществ. И наоборот, если эмоциональная связь с родителями нарушена, то любое неформальное сообщество способно захватить ребёнка «с головой».
Охарактеризовать подростка, более склонного вступать в неформальные объединения, можно следующим образом:
- не уверен в себе и обладает низкой самооценкой;
- агрессивен к миру (из-за обид на родителей);
- растерян (из-за непонимания своего пути и своей роли в мире).
Как правило, школьники общаются в небольших контактных группах в 5-10 человек, часто относят себя к сторонникам того или иного течения, которые характеризуются разными признаками: возрастной и социальной принадлежностью, формой организации, направленностью. Так, группы бывают просоциальными, асоциальными, антисоциальными. Для просоциальных групп характерна социально одобряемая деятельность, например, участие в решении экологических проблем, охране памятников и т. д.
Асоциальные группы стоят в стороне от общественных проблем. Для них характерно наличие более или менее четко выраженного мотива сбора: употребить спиртное, выяснить отношения с соседней группировкой и т. п.
Антисоциальные – это криминальные, агрессивно-националистические группы. Особую социальную опасность представляет явный рост националистических молодежно-подростковых организаций – либо неформальных, либо прячущихся за вывеской «патриотической» деятельности.
Молодежная субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы. Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер – она полна искусственными заменителями реальных ценностей. Одним из способов бегства от действительности, а также реализации стремления походить на взрослых является употребление наркотиков. Навязывая человеку свои идеи, далекие от общепринятых ценностей, она ломает его психику, мешает социальной адаптации, пониманию своего места в обществе. Некоторые из неформальных групп представляют опасность для молодежи своей философией, которая заключается в пропаганде насилия, поощрении суицидального поведения.
Для очень большого числа подростков ценностные ориентации и моральные принципы, проповедуемые референтно значимой группой, являются личностно значимыми, причем эта значимость намного превосходит в сознании подростка «семейные» и «школьные» нормы и ценности. Именно этим во многом объясняется низкая эффективность воздействия воспитательных мер на трудного подростка: в его сознании совершенное им негативное действие таковым не является, так как оно одобрено с точки зрения референтной группы (например, грубость по отношению к воспитателю или школьному учителю расценивается им не как нарушение норм поведения, а как подвиг, который будет поддержан сверстниками).
Многое зависит от прежнего опыта каждого подростка, от его включенности в социально полезную деятельность. Хорошо, если подростки в таких неформальных объединениях будут включены в позитивную общественно значимую деятельность, если же дворовые, уличные компании подростков оказываются вне контроля взрослых, школы и общественных организаций, а предоставлены сами себе, то с уверенностью можно сказать, что они будут развиваться по криминогенному пути. Сегодня в нашей стране насчитываются десятки тысяч неформальных молодежных объединений разной направленности, за деятельностью которых невозможно проследить.
Наряду с группами, деятельность которых носит антисоциальный характер, существуют самодеятельные объединения, которые борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по-своему борются с коррупцией.
Подобные просоциальные формирования можно, как показывает опыт, использовать в воспитательных целях, поскольку главное, что отличает их членов – неравнодушие к происходящему вокруг них, желание активно влиять на процессы, идущие в общественной жизни страны, конкретная деятельность. А ведь это та основа, на которой формируется истинная гражданственность. О больших потенциальных возможностях использования самодеятельных объединений в целях гражданского становления молодых говорит тот факт, что на практике они порой достаточно успешно участвуют в социальной реабилитации так называемых «трудных», в том числе представителей спонтанных подростковых и молодежных группировок. При правильном влиянии неформальные объединения являются для молодого человека своего рода школой социального творчества, благодаря возможности систематического воспитывающего воздействия на личность. Одновременно они способствуют развитию коллективизма, формированию социально-психологической общности людей. Наконец, участие в объединениях дает дополнительную возможность для самореализации личности.
Дети находятся в постоянном поиске способов удовлетворения своих потребностей. Одни самоутверждаются в кружках, секциях, другие же – в конфликтах с родителями и учителями. И задача родителя, в том числе и приемного, состоит в том, чтобы заразить растущую личность многообразием возможных интересов, пробудить собственные желания и стремления и познакомить с существующими допустимыми и недопустимыми средствами их реализации. Именно родные люди могут помочь подростку обрести собственное неповторимое лицо, используя лучше черты многих «неформалов» – товарищество, взаимовыручку, творчество, нетерпимость к проявлениям социальной несправедливости.
Важно разобраться в проблемах, волнующих ребят, попытаться помочь в их решении. Необходимо найти с этими подростками общий язык, пути создания условий для их самовыражения и самореализации.
Как можно оградить ребенка от приобщения к неформальным движениям? Есть ли какие-то профилактические действия? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять в первую очередь: зачем подростку вступать в неформальные организации? Что он там хочет и может найти? Разумеется, спрашивать об этом надо прежде всего у самих подростков, но ответы скорее всего будут примерно об одном:
- новые друзья;
- интересные способы проводить свободное время;
- получение любви и понимания;
- выплёскивание эмоций;
- возможность «быть собой» и быть принятым.
Соответственно, профилактические действия со стороны родителей могут быть такими:
- искренность и уважение;
- интерес к миру ребёнка;
- совместный отдых;
- отказ от «двойных стандартов»;
- дать право подростку на любые эмоции и чувства;
- поддерживать сильные стороны;
- выяснить, где «пробел» в отношениях.
Очень опасно открыто противодействовать, запрещать и требовать от ребёнка не вступать в неформальные организации или срочно уходить из них – ведь это может вызвать у подростка только дополнительное сопротивление и ещё большее желание принадлежать к организации!
Предотвратить негативное влияние неформальных организаций на подростка можно только хорошим эмоциональным климатом в семье, справедливым и честным обращением и уважением к подростку и его личной жизни. Когда человеку дома психологически тепло и уютно, то искать любовь и понимание в других местах уже нет необходимости.
Симптомы, виды и профилактика переутомления у взрослых и детей
Переутомление часто не воспринимают всерьез. И напрасно, потому что такое состояние является серьезным нарушением функционирования нервной системы и вызывает многие тяжелые заболевания: хроническую усталость, депрессию, невроз, в перспективе – приводит к мышечной атрофии и развитию психических заболеваний.
Именно поэтому важно вовремя распознавать симптомы переутомления, чтобы принять меры и не допустить ухудшения. Ведь это – не просто плохое настроение или временная усталость, а настоящая болезнь нервной системы, которая требует лечения, как и любой другой недуг.
Переутомлением называется патологическое состояние, которое выражается в истощении нервной системы и нарушении функций возбуждения-торможения. На практике это означает, что нервная система человека под воздействием постоянной нагрузки находится в напряжении, но практически не расслабляется.
Врачи выделяют четыре типа переутомления:
- физическое;
- эмоциональное;
- умственное;
- нервное.
Несмотря на то, что эти типы разделены формально, на деле они тесно друг с другом связаны. Как правило, у человека развивается два или сразу несколько видов переутомления – одновременно или один за другим.
Существуют общие меры, которые должны предпринять родители для улучшения самочувствия своего дитя:
- Организация правильного режима дня. Планируйте день так, чтобы малышу оставалось достаточно времени для сна и отдыха, не перегружайте его многочисленными внешкольными дополнительными занятиями, кружками, секциями;
- Ежедневные прогулки на улице. Детям очень полезно дышать свежим воздухом, но прогулки должны быть спокойными;
- Создание в семье доброй, уютной, спокойной обстановки. Дети видят, когда родители ругаются между собой, и очень глубоко переживают эти моменты, поэтому дома должны царить только мир, спокойствие и любовь;
- Адаптированные для малыша физические нагрузки. Приучайте ребенка к ежедневной утренней зарядке, гимнастике, разучите дыхательные упражнения. Спорт и правильное дыхание поспособствуют насыщению крови кислородом, усилят приток крови к мозгу;
- Организация сбалансированного питания. Очень важно, чтобы в растущий детский организм поступали все необходимые витамины и микроэлементы. Следите за рационом ребенка, при необходимости, предлагайте витаминно - минеральные комплексы.
Заметив, что ваш ребенок начал быстро уставать, не пугайтесь. Для начала проанализируйте, какие события предшествовали этому состоянию. Возможно, малыш просто переутомился за день, недавно переболел, устал от большого количества внешкольных занятий, испытал небольшой стресс, не высыпается, испытывает нехватку витаминов. Обратитесь за помощью к педиатру, неврологу или психиатру. Квалифицированные врачи помогут выявить причину повышенной утомляемости и подскажут пути решения сложившейся проблемы.